В продолжение темы макросъемки команда MAXIfoto предлагает вам детально расмотреть особенности фокусировки при макросъемке. Правильная фокусировка — это очень ваный момент для работы фотографа в данном жанре. Вспомните, как часто, разбирая отснятый материал, мы отыскиваем нерезкие кадры? И как жаль, если в их список попадают те, самые интересные, снимки, которыми мы уже планировали радоваться и гордиться?
Тковы основные причины получения нами нерезких кадров. И если предупредить смазывание изображений мы можем просто сократив время выдержки и вооружившись устойчивым штативом, то вопрос правильной фокусировки заслуживает отдельного детального рассмотрения. Этим мы и займемся далее.
Механизм автоматической фокусировки достиг сегодня разработчики фотоаппаратуры сделали настолько совершенным, что это позволило ему проникнуть во все сферы фотографии. Это распространяется и на крупномасштабную съемку (даже когда масштаб — 1:4). Неудивительно, ведь это так просто, к тому же достаточно надежно. Фотографу достаточно лишь указать, где следует сфокусироваться, а камера уже сама наведется на резкость. Отзывы же о фотографиях, сделанных атким образом, при наличии некоторых навыков, всегда отличные.
К сожалению это не работает в случае с макросъемкой. И возможностей применить автофокусировку у нас тем меньше, чем меньше размер объекта съемки.
Автофокус тем менее эффективен, чем большим является масштаб съемки. Рассмотрим этот тезис более подробно.
Чем ближе объект съемки находится к поверхности линзы, тем большее необходимо смещение внутренних линз для максимальной резкости изображения. По этой причине при крупномасштабной съемке фокусировка замедляется и даже самое несущественное передвижение аппарата приводит к смещению плоскости резкости. Более того, современные объективы фокусируются на открытой диафрагмес мизерной глубиной резкости. Это приводит к частым сбоям. При съемке небольших объектов фокусировочные точки не всегда располагаются в кадре адекватно сюжетно важным деталям. И как только вы, сфокусируясь, перемещаете фотоаппарат, вы гарантированно утрачиваете резкость.
Использование ручной наводки оказывается быстрым и удобным, если вы снимаете в масштабе 1:1. Это особенно актуально при наличии функции Live View, которая позволяет фокусироваться вручную, а иногда и автоматически. Вы не заглядываете при этом в видоискатель, а просто смотрите на дисплей вашей камеры. Вы также можете значительно увеличить выбранный фрагмент для того, чтобы навести фокус более точно. Этот способ оказывается особенно точным и удобным при съемке статичных объектов.
Снимая всевозможные грибы, растения и различные неодушевленные предметы, в масштабе 1:1 и более, имейте ввиду, что с вращением кольца фокусировки вместе с резкостью меняется и масштаб съемки, то есть та площадь пространства, которая попадает в кадр. В результате вы конечно получаете желаемую резкость. Но может оказаться так, что либо объект не помещается в кадре, либо по краям кадра чересчур много свободного пространства.
Проводя макросъемку, наводите резкость не вращением фокусировочного кольца, а путем передвижения камеры с объективом. Используйте для этого специальную штативную головку с салазками. Благоадря ей вы сможете перемещать закрепленный фотоаппарат максимально плавно и сохранять при этом выбранный масштаб.
Снимая мелкие объекты, работая с моноподом, без таких салазок вы тоже вряд ли обойдетесь.
В случае, если объекты вашей съемки — животные, насекомые, они вряд ли станут ждать, пока вы установите штатив и покрутите фокусировочное кольцо. Тут, честно говоря, никакой, даже самый современный фотоаппарат, не поможет вам решить задачу эффективно на 100%. Но некоторые “фишки” и технические приемы конечно есть.
Снимайте по утрам, когда солнечный свет мягкий и рассеянный. Это поможет вам получить великолепные кадры. Кроме того старайтесь выбирать прохладное время, когда насекомые менее активны и пугливы. Тут вас ждут и покрытые росой стрекозы, рассевшиеся на травинках, и не до конца проснувшиеся мотыльки и бабочки.
Существует отряд насекомых, которые не летают так быстро, как все остальные. Некоторые мухи и бабочки просто зависают над цветами, по паре секунд оставаясь неподвижными. Пользуйтесь моментом, наводите объектив на резкость и снимайте.
Потратив немного времени на знакомство с представителями живой природы в естественной среде их обитания, вы поймете, что насекомые — пчелы, божьи коровки, комары ведут себя весьма предсказуемо. Изучайте и наблюдайте — ваши работы будут получать только восторженные отзывы.
Снимая насекомых и прочие подвижные объекты, готовьтесь к съемке и наводите на резкость еще до момента его появления. Фотографы называют это методом предварительной фокусировки. Вычислить и предугадать этот момент вам помогут некоторое базовые познания в сфере биологии, о чем мы уже писали выше. Стрекозы например точно имеют свои любимые локации и регулярно их посещают. Поизучайте привычки интересующих вас насекомых и исходя из полученных данных выбирайте нужный ракурс.
Для предварительного наведения на резкость используйте фотоловушки. Они представляют собой инфракрасные датчики, которые срабатывают в момент пересечения объектом их луча. Используя систему таких фотоловушек вместе с специальными вспышками, вы сможете получить прекрасные крупномасштабные снимки с изображением стрекоз, бабочек в полете и могих других насекомых, находящихся в движении.
И напоследок помните, что использование той или иной техники съемки не должно быть самоцелью. Это всего лишь средство, с помощью которого вы, как фотограф, решите поставленные перед вами задачи. Надеемся, что предоставленная информация о технических приспособлениях и вариантах фокусировки поможет вам получить множество резких макрокадров!
А пока, вдохновения вам и хороших кадров!
Отзывы о компании MAXIFOTO, отзывы о работе Максифото, работа с MAXIFOTO.
© 1995 — 2016 MAXIFOTO